Каждый музей желает быть особенным, запоминающимся для любого посетителя. Поэтому музейные работники стараются разнообразить постоянную экспозицию, добавить в нее новые предметы, сделать ее ещё более интересной.

В Адамовском районном музее есть экспозиционный зал, посвященный культуре и быту народов, проживающих в Адамовском районе. Оренбургская область исторически формировалась как приграничный многонациональный регион, на который приходится самый протяженный участок российско-казахстанской границы, составляющий 1876 км1. А наш Адамовский район является многонациональным даже в большей степени, чем центральные и западные районы Оренбуржья. Ведь здесь, на востоке области население существенно пополнилось первоцелинниками-добровольцами из всех советских республик и мононациональных областей.

В старину не найти было ни одного дома на Руси и в других славянских государствах без рушников – самобытных полотенец, в вышивках которых сохранялись традиционные узоры глубокой древности. Исследователь, академик Б. Рыбаков пишет, что «Рушник – изделие глубоко символичное, многозначное. Он по праву считается символическим напоминанием о связи человека с его родом, предками». Они использовались не только по прямому назначению как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали более скромной вышивкой), ими украшали дом. Но важнее его сакральное значение – рушник для славян был главным оберегом человека от рождения до смерти.

В нашем Адамовском музее хранятся рушники первопоселенцев, тех, которые в начале XX века переезжали сюда и осваивали степь. Местное казахское население не сразу приняло новых соседей: уж так не похожи на них и непонятны были и приезжие люди, и их образ жизни. Но понемногу тревога улеглась, стало ясно, что украинцы оказались здесь не по своей воле, а от безысходности и безземелья. И что новосёлов совсем не радовали безлюдные, безлесные края. Не было белых хаток, зеленых садочков, не слышны родные украинские песни. Природные условия были такие суровые, что только великая нужда не давала переселенцам возможности вернуться в родные края. Они жили рядом с казахским народом, учились у местных выживать на бескрайних просторах и, наконец, украинцы и казахи смирились с своей судьбой и стали добрыми соседями. Более того, они перенимали друг у друга самое лучшее в труде и быту. В том числе, интересные обряды, навыки, хозяйские хитрости, даже обереги и народные промыслы.

Когда в нашем музее экспозиционный зал был полностью изменен, площади расширены, то стало понятно, что для экспозиции «Казахская культура» катастрофически не хватает музейных предметов. Тогда было решено самим направиться в казахские семьи, адресом первой поездки стал поселок Андреевка. Там проживает семья Тугамбаевых Тимура Киляевича и Гульнары Бахытовны. Гульнара Бахытовна – учитель истории Андреевской школы, бережно хранила в семье предметы казахского быта, которые принадлежали бабушке ее супруга Тугамбаевой Маутэ Сарсимбаевне. Семья с большим удовольствием поделилась с нашим музеем этими предметами. Среди 20 предметов, которые попали к нам в музей, были тюбетейки, казахские браслеты, кольца, казахская посуда, молельные коврики, казахская обувь, самовар. Но особый интерес у нас вызвало простое вафельное полотенце, очень похожее на славянский рушник. Также, как и славянский рушник, полотенце было украшено вышивкой крестом, имел характерные размеры и форму. Хотя основной узор был очень своеобразным. Конечно, нам стало интересно узнать историю этого полотенца, которую потом мы так и назвали – «История «Казахского рушника».

А началась она 112 лет назад. Маутэ Сарсимбаевна Тугамбаева родилась в Адамовке в 1908 году. Поселок только начал застраиваться и наполнятся новосёлами. После того, как Маутэ вышла замуж за Умурзака Тугамбаевича, она переехала в аул №9, потом ему дали название Баймурат. Здесь молодая семья вступила в колхоз им. маршала Будённого. Всю жизнь Маутэ Сарсимбаевна работала дояркой. В 1941 году ее отправили на ВДНХ, именно там Маутэ узнала, что началась Великая Отечественная война.

Маутэ Сарсимбаевна Тугамбаева

Даже в самые трудные годы Маутэ находила время для любимого занятия: всю свою жизнь вышивала. А научилась этому промыслу, как вспоминают ее внучки, сама, она была самоучкой. В семье Тугамбаевых было 8 детей, всех своих дочерей Маутэ обучала вышивальному промыслу. Именно в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, было изготовлено то самое полотенце, которое сегодня хранится в нашем музее. По воспоминаниям потомков Маутэ, в доме их бабушки висела огромная рамка, в которой было установлено много фотографий родственников, именно на ней висело это

полотенце. Оно украшало казахский дом. Зная, что на славянском рушнике каждый крестик что-то означает, мы поинтересовались, что означают узоры на «Казахском рушнике». К сожалению, никто не смог ответить нам на этот вопрос, узоры Маутэ придумала сама, вышивала эти узоры тоже сама. Внучки сказали, что увидела такой рушник она у украинцев-соседей. Теперь стоит только догадываться, что же этими узорами хотела сказать Маутэ. Для казахов и само увлечение вышиванием, и изготовление рушников не было национальным промыслом.

Тугамбаева М.С. с детьми в военные годы

Наверняка, Маутэ знала, что рушник, это не просто украшение, это оберег. Не зря этот «Казахский рушник» был вышит в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Тогда, когда было страшно, трудно и порою невыносимо. Возможно, этот рушник помогал семье Маутэ, оберегал ее и поддерживал в трудную минуту. Таким образом, простая женщина, селянка, хотела спасти свою семью от войны. Узоры на этом полотенце необычные – они одновременно напоминают казахские и славянские орнаменты.

Этот рушник стал символом того, что перед бедой все люди, независимо от народностей, равны, как и равны в своей вере в победу, в Великую Победу.

В 1956 году вместе со своей семьей Маутэ из Баймурата переезжает в Андреевку. Вместе с ней уезжает и рушник. Он давно перестал быть украшением дома. В большой семье любая вещь использовалась по прямому назначению. Полотно истёрлось, рисунок побледнел. И только когда Маутэ умерла в 1971 году, необычный рушник-полотенце было спрятано в сундук.

А еще спустя полвека потомки Маутэ Тугамбаевой передали его в музей. И теперь изделие казахской мастерицы хранится у нас в музее среди украинских, русских, мордовских, чувашских рушников, как подтверждение того, что добрососедство разных народов благотворно влияет не только на взаимопонимание на бытовом уровне, но и на культурную ассимиляцию и адаптацию народного прикладного творчества.

В Адамовском районном музее 3 ноября 2019 года прошло мероприятие-путешествие в прошлое «Дом без полотенец, что семья без детей», где и был продемонстрирован «Казахский рушник»

За сто двадцать лет совместного существования на одной территории в нашем районе сложились и успешно прижились уникальные обряды и праздники, появились такие удивительные вещи, как этот «казахский рушник». Который является доказательством того, что наша дружба имеет глубокие и крепкие корни и, вне всякого сомнения, имеет

будущее, ибо она омыта кровью наших предков, завоевана ценой миллионов жизней лучших сыновей и дочерей всех без исключения народов СССР.

Мы, потомки первопоселенцев, первоцелинников, гордимся этой замечательной особенностью нашего района: взаимопроникновение различных культур и синтез нового, неповторимого народного творчества. И это при том, что здесь одновременно бережно сохраняются самобытные традиции всех представителей народов, проживающих на хлебосольной и талантливой адамовской земле.

 

Кожина Татьяна Александровна,

директор МБУК «Народный музей» отдела культуры администрации МО Адамовский район.