Численность русских – самого многочисленного народа Оренбуржья — 1519,5 тыс. чел., или 74,7% населения (2010 г.), что на 0,8% больше по сравнению с 2002 г. При этом их абсолютная убыль составила почти 92 тыс. чел., или 6%.
Почти во всех районах, городах и городских округах доля русских превышает 50%. Наиболее высок этот показатель в городах: Бузулуке (91,4%), Сорочинском городском округе (около 84%) Новотроицке (83,8%), Оренбурге (80,9%), Орске (80,9%), Курманаевском (88,9%), Бузулукском (88,6%) районах. Значительно ниже среднеобластного уровня удельный вес русских в общей численности населения Асекеевского (36,3%) и Домбаровского (39,5%) районов, а также в негородской части Ясненского и Абдулинского городских округов (26,9% и 27,9% соответственно)
Первые русские появились в регионе в XVI веке. Первоначально это были беглые крестьяне, преследуемые правительством раскольники и другие маргинальные группы. Большинство русских крестьян прибывало из Волжско-Камского междуречья и с Русского Севера. На этом этапе их положение было весьма неустойчивым. Многие русские поселения и довольно рано появившиеся здесь монастыри были уничтожены во время башкирских восстаний XVII в. Несколько раньше происходило заселение и освоение юго-запада региона донскими казаками, которые впоследствии образовали яицкое казачество. Местом своего пребывания они выбрали правый берег р. Сакмары (приток Урала). Это была «дикая степь», которая не возделывалась. Массовое (государственное) переселение русских из разных регионов европейской России на территорию Оренбургской губернии началось во 2-й четверти XVIII века и имело несколько волн. Селились они главным образом на казённых землях. Русские наряду с другими народами продолжали заселяться в регион и на протяжении XX века. Следует иметь в виду, что учёт населения до XX века вёлся по большей части по конфессиональному признаку, по этническому составу данные по большинству периодов неполные или оценочные.
Основное занятие русских на протяжении веков – земледелие, все остальные виды деятельности (животноводство, пчеловодство, рыболовство) были лишь подсобными способами обеспечения жизни. Это характерно и для большинства современных селян. Городские русские заняты в самых разных областях производства и непроизводственной деятельности.
Православие – преобладающая религия среди верующих русских. Есть среди русских неверующие и атеисты, баптисты, молокане и представители других конфессий. Пёстрая палитра религиозных толков дополнялась не только элементами дохристианских воззрений, но и суевериями (верой в порчу, сглаз и т.п.). Иными словами, для верующего населения характерен синкретизм.
Оренбургские русские неоднородны. Следует отдельно сказать о потомках казаков.
Казачество образует историческое ядро русского населения. И, хотя перепись населения 2010 г. зафиксировала лишь 121 представителя этой уникальной этнокультурной группы (субэтноса по Л.Н. Гумилёву), их влияние на этнокультурное пространство региона невозможно переоценить. Потомки жителей казачьих линейных поселений – станиц и крепостей, расположившихся в свое время по рекам Самаре и Яику (Уралу), – сыграли важную роль в формировании этногеографической картины Оренбуржья. Под защитой укрепленных линий, входящих в состав Яицкого (Уральского) и Оренбургского казачьих войск, было заселено все пространство между Самарой и Уфой, а также берегами Урала и его притоков и левобережьем Волги. Характерные особенности казаков отражаются в архитектуре, планировке селений и отдельных усадеб, праздниках, обрядах, занятиях, кухне, фольклоре, образе жизни.
Сами казаки всегда считали себя отдельным народом. Большинство источников указывают на конгломеративное происхождение казачества1. В состав казачества входили не только русские, но и представители других этносов.
В Оренбургской губернии было два казачьих войска: Яицкое (Уральское) и Оренбургское. Яицкое войско после завершения Крестьянской войны (1773-1775) официально переименовали в Уральское казачье войско.
В 1586 г. несколько сот казаков на реке Илек построили крепость (Кош-Яик), которую нанесли на карту Русского государства конца XVI в. Сохранилось лишь описание карты («Книга Большому Чертежу»), в котором упоминается «Казачий городок». На рубеже XVI — XVII вв. казаки обосновались на месте современного Уральска (Казахстан), основав Яицкий казачий городок, который вскоре стал центром казачьего войска.
Сохранились поселки, основанные казаками (см. картосхему). С 1740 г. земли яицких казаков находились в пределах Оренбургской губернии, а в 1868 г. они перешли к новоучреждённой Уральской области. К Уральскому войску в 1908 г. были присоединены илецкие казаки.
П.И. Рычков описывает историю яицких казаков, которую взял за основу А.С. Пушкин в произведениях «Капитанская дочка» и «История Пугачёва».
Для казаков было характерно равенство прав, атаманы и старшины избирались народом, проводились круги (совещания), где общественные дела решались большинством голосов, не принималось никаких письменных постановлений. Использовались и местные законы, относящиеся, прежде всего, к правилам рыболовства, одного из главных источников их существования, и к праву принимать на службу необходимое количество казаков.
Специфика этнокультурного облика уральского казачества определяется его этнической неоднородностью. В составе казачьего войска были русские, украинцы, татары, башкиры, калмыки и др. В их диалекте наблюдалось резкое отличие от русской разговорной речи. Этнографы отмечают синтез в яицкой казачьей этнокультурной системе элементов северорусских и южнорусских черт, а также многочисленные заимствования от соседних народов.
Яицкие и оренбургские казаки по вероисповеданию староверы. Все попытки ввести нововведения патриарха Никона окончились безрезультатно.
Большинство казаков проживали и проживают в сельской местности. Они сохраняли свои традиции, характерный уклад жизни и быт вплоть до начала ХХ века. Основными занятиями уральских казаков было земледелие (огородничество, бахчеводство), рыболовство, охота, добыча соли. Детально разработанные правила общины уральских казаков регулировали добычу природных ресурсов, ведение сельского хозяйства, включая сбор ягод. Оренбургские казаки также преимущественно занимались земледелием, рыболовством, коневодством и скотоводством.
После Гражданской войны казачество упразднили и подвергали гонениям. Возрождение Оренбургского казачьего войска произошло в 1990-е гг. С 1998 г. существует Оренбургское войсковое казачье общество, оно внесено в государственный реестр казачьих войск России и считается правопреемником дореволюционного Оренбургского казачьего войска.
Особую группу, сохраняющую скорее культурное, нежели религиозное своеобразие, составляют потомки староверов (старообрядцев). Они сыграли в формировании этнокультурной географии региона особую роль, и до настоящего времени сохраняют культурную специфику. Были они не только казаками. Их расселение шло параллельно с хозяйственно-культурным освоением и российской колонизацией региона с конца XVII в. (после разгрома Керженских скитов в Нижегородской губернии в 1722 г.) до первой четверти XX столетия. С первой половины XIX в. старообрядцы прибывали также из Казанской, Вятской, Пермской, Пензенской и других губерний. В 1897 г. в Оренбургской губернии проживало около 50 тысяч старообрядцев (3,12% населения).
Религия оказала огромное влияние на образ жизни старообрядцев. Большинство поселившихся в Оренбуржье старообрядцев придерживались беглопоповского согласия. В 40-х гг. XIX в. многие беглопоповцы стали беспоповцами. Они не брили бороду и усы, не курили. В.М. Черемшанский отмечал, что они «ни в чём не употребляют хмеля, вследствие чего не пьют ни вина, ни пива и даже не едят пшеничного хлеба». Для иноверцев старообрядцы имеют отдельную посуду.
Большая часть потомков староверов в настоящее время идентифицирует себя как православные и посещает Русскую православную церковь. Официально зарегистрировано четыре старообрядческие организации. Представители изолированных общин – старообрядцы-федосеевцы (кулугуры) проживают в селах Пономарёвского и Шарлыкского районов: Софиевка (казачья станица), Река Дёма, Луна и Дубровка. У данных староверов отсутствует церковная иерархия, они убеждены, что человеку в разговоре с Богом посредник не нужен. Всеми делами в молельном доме руководит староста. Запрещено курение, употребление спиртного, сквернословие, аборты. Жизнь семьи протекает по канонам домостроя. В общине развита взаимовыручка и коллективизм. Старообрядцы трудолюбивы и набожны, занимаются земледелием.
Поселения ухоженные, асфальтированные, с добротными двухэтажными домами. В современных старообрядческих сёлах женщины носят платки, длинные юбки, не используют косметику.

Примечания:
1 Казак (козак) – слово тюркского происхождения, означающее «отколовшийся», «отпавший».

 

Материалы представлены из книги:
Т.И. Герасименко, Н.Ю. Святоха, И.Ю. Филимонова,
Этногеографический атлас Оренбургской области. — Казань, ПИК «ИДЕЛ-ПРЕСС», 2017