Я, Тевс (Гизбрехт) Екатерина — российская немка. Родилась в селе Каменка Александровского района Оренбургской области в 1960 году. С детства моя семья всегда разговаривала только на плацком (диалект немецкого языка) — на своем родном языке,  разговаривали дома, на улице, в магазине и в школе на переменах. Русский язык начала изучать, когда пошла в школу. Со взрослыми в разговоре всегда  были на «Вы», только со сверстниками и младшими разрешалось на «Ты». Всегда со всеми здоровались утром: — «Морис» — доброе утро, в обед  — «Индах» — добрый день и вечером – «Нувент» — добрый вечер.

 

Дома мы знали все свои обязанности, что и когда надо делать. Например грядки полоть — у каждого они были свои, картошку почистить или посуду помыть – строго по очереди. Уборка — у каждого свои комнаты и так во всем. Одевались просто: халатик, платье или кофта с юбкой. Были и вещи, которые одевали только по выходным или на праздники.

На Рождество, на Новый год и на Пасху ходили к бабушке и дедушке. Бабушка, помню все время ходила в юбке с кофтой и сверху обязательно чёрный фартук, а по выходным одевала сарафан, косы заплетала и собирала на затылке с гребешком.

Я очень любила своего дедушку Гизбрехт Якова Яковлевича 1896 года рождения. Очень много времени я проводила с ним. Он все время брал меня кататься на лошади, много рассказывал о своем детстве: как в школе в угол ставили на колени, на горох, как за малейшую провинность получали розгами, которые  сами и приносили, как служил в армии во время революции.

Особенно мне запомнился один рассказ, про его лошадь по кличке Звездочка. Работал дедушка тогда председателем к/х Эрфольг и по делам поехал в город Оренбург.  Не далеко от города стоял военный полк или гарнизон. И когда он проезжал мимо открытых ворот, там играла музыка и было много лошадей. Звездочка понеслась в сторону музыки, а дедушка очень испугался за  лошадь, которая стала на задние ноги и начала танцевать вместе с телегой. Как потом оказалось, Звездочка  была цирковой лошадью, дедушка не знал об этом. К нему подошел военный, старший по званию и попросил продать ему лошадь, но не знаю, продал ли её или нет.  Потом дедушка выучился на ветврача и до 70 лет работал.

В нашей семье много было творческих людей: вышивали, вязали крючком, спицами и даже шили. Сохранились подзорники,  воротники, вышитые наволочки и полотенца, и даже бабушкин сундук, подстаканники, азбука 1947 года, детские книжки 1928 и 1948 годов, много фотографий. Самые ценное из вещей наверно кофемолка, до сих пор в рабочем состоянии, делаем свой национальный припс (кофе).

Моя бабушка много пекла, знала очень много рецептов. Самый интересный рецепт, что сохранился у бабушки это квашеная сахарная свекла.

Есть много интересных блюд, о чем хотим рассказать со своими детьми в книге рецептов наших родителей. Некоторые блюда по этим рецептам мы готовили ко дню Немецкой культуры, который часто проходит в селе Кубанка Переволоцкого района. На любой праздник обязательно много пекли: булочки, пряники, открытые пироги, варили кисель с сухофруктами, молочный кисель с ягодами, рис с  молоком, с сахаром и корицей. Подавали такие блюда даже на свадьбе — готовили жаркое из картошки с  жареной морковью, а вот лапшу варили строго по понедельникам. Много пекли пирожков с ревенем, с реписом, с физалисом. Очень много разнообразных вареников, ведь мясо было только зимой. Когда закалывали свинью, собирались по две — три семьи, всегда помогали друг другу. Из свинины делали колбасу ливерную, репшпе (ребра), сало, окорок готовили. Эти традиции у нас сохранилась до сих пор.

Автор: Тевс (Гизбрехт) Екатерина Ароновна,  61 год, с. Кариновка Переволоцкий район

Примечание: Региональная акция «Расскажи. Этнокультурное наследие моей семьи» организована управлением по делам национальностей и казачеству министерства региональной и информационной политики Оренбургской области в рамках Года культурного наследия народов России. Тексты рассказов и фотографии принадлежат авторам, публикуются без редактуры и от имени автора.