Этногеографическая карта Оренбургской области формировалась в течение длительного периода времени под воздействием факторов разного порядка. Важнейшие из них – географическое положение на стыке ландшафтов, культур и цивилизаций, общая этнокультурная история, политика Российского государства. История этнокультурного развития Оренбуржья, так же как и этнокультурная история всего мирового сообщества, – это история миграций и колонизации, сопровождавшаяся адаптацией в ландшафте и межкультурным взаимодействием. В настоящее время миграции продолжают играть важную роль, но мигранты не являются основными носителями культурных инноваций, как это было раньше.
Регион формировался и развивался в результате колонизации на стыке культур (кочевой и оседлой; исламской и христианской), ландшафтов (лесных, лесостепных, степных и полупустынных; пойменных, водораздельных, равнинных и низкогорных в пределах Русской равнины, Уральской складчатой страны и возвышенных равнин Зауралья) на протяжении длительного временного периода.
Степные ландшафты стали колыбелью цивилизации народов-номадов, позже к жизни в степи приспособились и другие народы. Удалённость от центра и минимальный контроль властей оказались привлекательными для маргинальных групп населения – беглых крепостных, раскольников, сектантов. Плодородные и незаселенные постоянным населением земли привлекали крестьян для сельскохозяйственного освоения, богатые минеральные ресурсы способствовали индустриальному развитию в годы социализма. После распада СССР важнейшим фактором, повлиявшим на изменение этнокультурного пространства, стала государственная граница.
Для этнических культур были неизбежны взаимовлияние и межкультурные заимствования. Переселенцы остались в орбите своей культуры, но приобрели региональные и локальные особенности. Трансформировалась и культура автохтонных этносов. Региональная культура, сложившаяся на основе этнокультурной мозаики при доминирующей роли русской культуры (имеющей региональные заимствования), система ценностей, образ жизни имеют много общего и позволяют считать регион единым целым.
В результате смешения и особых форм сосуществования и взаимодействия разноязычных народов в определённом вмещающем ландшафте образовалась региональная динамическая этноландшафтная целостность. Оренбуржцы – это особый этнокультурный конгломерат, образующий специфическую региональную культуру, главным маркёром которой является региональная идентичность.
В то же время сохраняются внутрирегиональные этнокультурные различия. Даже в пределах одного этноса они существенны. Так, в пределах региона выделяются русские – потомки казаков, русские – потомки живших обособленно староверов и русские – переселенцы в период освоения целины и индустриализации. Различаются этнокультурные группы внутри татарского, башкирского, немецкого и др. населения.
В формировании этнокультурного пространства региона прослеживаются этапы, каждый из которых характеризуется моделями освоения. Временными границами этих этапов следует считать периоды трансформации (от позднелат. transformatio – преобразование, превращение, видоизменение) и эволюции (развитие одной формы из другой, более сложной и совершенной из простейшей (зародышевой) формы) системы.
1. Ранний этап (до IX-X века). Этносы в этот период сменяли друг друга в результате переселения с востока на запад и до настоящего времени не сохранились. Эта территория пережила несколько волн заселения, начиная с первобытных собирателей, рыболовов и охотников, представителей древней ямной культуры, находивших в степи необходимые для жизни жильё и пищу. Культурный пласт оседлых народов, живших здесь до прихода кочевников, сохранился в ландшафте в виде захоронений, археологических остатков древних городищ, а также в топонимии.
Исторические рамки ограничиваются появлением впервые на этой территории башкир, проживающих в регионе до настоящего времени. Они вели кочевой образ жизни, занимались охотой и скотоводством, торговали с соседями. С начала X века среди них начало распространяться мусульманство.
2. Номадный этап (IX-X вв. – 30-е гг. XVIII века). Господство кочевых народов предопределяет номадную модель освоения, которая сопровождается полным или частичным замещением оседлых культур в результате поглощения, ассимиляции, уничтожения, изгнания культурой народов-номадов. При этом аутентичная культура, с одной стороны, маргинализируется, с другой – обогащает культуру интервентов, которые приобретают новые характеристики. До настоящего времени в регионе проживают потомки башкир и киргиз-кайсаков (казахов). В XIII в. регион был захвачен монголо-татарами, которые ассимилировались в половецкой среде. С середины XIII до середины XV в., в период существования Золотой Орды, исламское учение становится идейной основой для тюркских народов, проживавших в регионе.
В XIV-XV веках в Волго-Иртышском междуречье, а также на пространстве от Арала до Казани сложилась Ногайская орда. Основным занятием ногайцев было кочевое скотоводство, хотя часть ногайцев были оседлыми, занимались торговлей, земледелием, ремесленничеством. В начале XVII века скотоводы-калмыки вытеснили ногайцев в низовья Волги, а затем на Северный Кавказ.
К моменту российской колонизации региона к югу от Яика кочевали киргиз-кайсаки (казахи), севернее находились места кочевий башкир. К востоку от Волги и к югу от Самары кочевали калмыки, позже переселившиеся в низовья Волги. Жили здесь и оседлые народы: татары, мещеряки, мордва, черемисы (марийцы), вотяки (удмурты), чуваши и др. Первыми поселенцами были беглые крестьяне, преследуемые правительством раскольники, гонимые за веру сектанты и др. В долинах рек проживали казаки. Эту модель освоения можно считать военно-политической (геополитической) и экономической одновременно. Окончание периода связано с началом массовой российской колонизации региона. Географически он характеризуется изменением вектора миграций (основные массы колонистов приходят с запада) и заселением в регион оседлого населения.
3. Этап массовой колонизации (30-е гг. XVIII века – начало I мировой войны) привел к формированию основ современной этнокультурной географии, своеобразный абрис которой составляют народы, проживавшие в регионе до начала массовой российской колонизации и которые можно считать автохтонными, сложились в основном к XVIII в. Это ключевой период в развитии современного этнокультурного пространства.
Деятельность Оренбургской экспедиции (1734-1744) положила начало широкому заселению огромных пространств. В 1744 году была основана Оренбургская губерния, которая имела гораздо большие размеры, чем современная территория Оренбургской области. Поводом послужила необходимость охраны поселений от набегов кочевников. Оренбург был основан как крепость, однако практически с самого начала стал посредником в торговле с некогда воинственными соседями.
Переселение в регион носило волнообразный характер. В конце XVIII века, согласно ревизии 1795 г., в Оренбургской губернии в ее тогдашних границах проживало около 500 тыс. чел. (без учета казахского населения, которое составляло примерно 80-100 тыс. человек). Насчитывалось примерно 100 тыс. башкир. Пришлое русское население стало преобладать над башкирами. Проживали здесь татары, мордва, чуваши, марийцы, удмурты и калмыки. 36% населения составляли казаки. Прибывающее нерусское население селилось частично в русских деревнях (чуваши и мордва), частично изолированно (большая часть татар). Оренбуржье стало многонациональным.
В XIX в. колонизация региона носила еще более массовый характер, пережила несколько волн, крупнейшая из которых происходила с 1816 по 1834 гг. Переселенцы прибывали из Черноземного Центра, Поволжья, Украины и других регионов. Селились представители разных этносов как изолированно, так и совместно с другими. Так, в село Озерки (бассейн р. Илек), где проживало казахское население, в 1811 г. переселились татары. К концу XVIII века число населенных пунктов в регионе возрастало еще и за счет отделения «дочерних» деревень. Таким образом образовались, например, деревни Ново-Якупово, Новый Гирес, Новая Белогорка и др.
В этот период в основном сложилась современная география крупнейших этнических групп: русских, татар, мордвы, чувашей, казахов, башкир, немцев и др. В регионе селились люди разных вероисповеданий – православные, мусульмане, лютеране, сюда привозили ссыльных староверов, поляков – католиков. Образовалась иудейская община (в регион попадали только ссыльные евреи). С началом реформы 1861 года освоение и заселение территории пошло более быстрыми темпами.
Происходили изменения и у автохтонных народов, в частности у казахов. Из Малой орды в 1801 г. выделилась Букеевская орда.
Преобладала колониальная модель освоения. Миграционные потоки представлены поселенцами, вытесненными, изгнанными, либо заселяющими районы колонизации в силу целенаправленной политики метрополии. Колонизация имеет как принудительный, так и добровольный характер, сопровождается экспортом культуры и воспроизводством метрополитентского образа жизни среди автохтонных народов, приводит к расширению границ метрополии.
Духовная модель освоения связана с мессианством, с политикой изоляционизма отдельных этнокультурных групп, либо с гонениями; чаще всего носит религиозный характер. В сельской местности и в настоящее время встречаются локальные этноконфессиональные сообщества – русские со старообрядческим населением, немецкие (менонитские, баптистские и др.). Для этого же периода характерна очагово-хозяйственная модель освоения. Она характеризуется наличием ядер, генераторов «радиальной зонно-волновой диффузии» по Б.Б. Родоману (1999), откуда инновации распространяются к другим народам. Даже малое число пришельцев, обладая более высокой технологией, может ввести свои обычаи в среду местного населения. Примером новой культуры, привнесенной мигрантами и модернизированной местными условиями и окружением, ставшей источником инноваций для местного населения, является экономическая и экологическая культура немцев-меннонитов, поселившихся в регионе в конце XIX в. Их система сельскохозяйственного производства была относительно высокоразвитой и быстро распространилась среди живших рядом башкир, мордвы, русских и других. Однако и в эти поселения проникли сначала отдельные элементы унифицированной «европейской» современной культуры, а позже этнокультурные сообщества трансформировались под воздействием окружающей доминантной культуры.
Этносы Оренбуржья, расположенного в евразийской контактной зоне, сосуществующие в данном ландшафте, не были несовместимыми. Они сформировали мироощущение на основе положительной комплиментарности (Гумилев, 1989), отношении к соседним народам как к равным. Поэтому для них характерны нейтральные этнические контакты при сохранении своеобразия («ксения» по Л.Н. Гумилеву) либо взаимополезные («симбиоз»). Примером симбиоза могут служить взаимоотношения между немцами и башкирами. Один из показателей комплиментарности – межэтнические браки, широко распространённые в регионе.
4. Этап, который можно условно назвать советским (большая часть ХХ в.) неоднороден, характеризуется усложнением этнокультурного пространства, усилением взаимодействия этносов, в том числе под влиянием административного фактора, регламентирующего межэтническое взаимодействие. В рамках этого этапа выделяются несколько периодов. В начале XX века в регионе активный миграционный обмен был связан со Столыпинской реформой, первой мировой войной, революцией и гражданской войной, голодом 1921-1922 гг. Миграции носили и возвратный характер, поэтому серьёзных изменений в этническом составе не произошло, за исключением роста доли украинцев. Более серьёзные изменения, согласно официальным данным, произошли с 1926 по 1936 гг. В годы II Мировой войны сюда переселялись люди из западных регионов СССР, в том числе вместе с эвакуированными предприятиями. В период освоения целины население пополнили ряды добровольческой комсомольской молодёжи. Произошли изменения и в связи с индустриализацией региона, в том числе с развитием газового комплекса.
В 1989 в области проживали представители более восьмидесяти национальностей.
В этот период преобладали колониальная, экономическая и духовная модели освоения и завершилось формирование этнокультурного пространства региона.
5. Современный этап, начавшийся в конце 80-х — начале 90-х годов XX века, характеризуется новой волной переселений, появлением государственной границы и ослаблением традиционных связей между Россией и Казахстаном. Он привел к изменению этнического состава населения в результате массовой эмиграции немцев и евреев и иммиграции в Оренбуржье русскоязычного населения из бывших союзных республик, а также представителей центральноазиатских и кавказских этносов, привнёсших новые этнокультурные характеристики. Сформировались диаспоры и этнии, в ряде мест они селятся компактно и образуют неформальные этнические районы. В крупных урбанизированных центрах, в некоторых районах сельской местности реальностью стала сегментизация экономики по этническому признаку. К примеру, прибывшие армяне заняты или владеют предприятиями сферы услуг, корейцы — в сельском хозяйстве, таджики и узбеки – в строительстве.

Современная этногеография Оренбургской области представляет собой сложный конгломерат народов. Согласно переписи 2010 г., в области проживают представители 126 национальностей  (из них 26 – малочисленные с населением 1-3 человека). В 2002 г. – 119. Крупнейшие из них – русские, татары, казахи, украинцы, башкиры, мордва, чуваши, немцы, белорусы составили 97,7% от  населения, указавшего национальную принадлежность (в 2002 г. – 97,8%) или 96,8% от всего населения (на 9 октября 2002 года в области проживали представители 119 национальностей). Почти все современное население относится к индоевропейской, алтайской и уральской языковым семьям. Самая многочисленная индоевропейская семья представлена народами славянской (русские, украинцы, белорусы, поляки, евреи2), германской (немцы), иранской (таджики), армянской (армяне), индоарийской (цыгане) языковыми группами. Доля славянских народов в населении области на протяжении большей части XX века сокращалась за счет миграционного оттока и пониженного естественного прироста по сравнению с тюркскими народами алтайской языковой семьи (татары, казахи, башкиры, чуваши, азербайджанцы, узбеки, киргизы, туркмены и др.). Однако в 1990-е годы их доля возрастала вследствие миграций из бывших союзных республик. Оренбургская область «адсорбирует» прибывающее население благодаря своему приграничному положению и природным условиям, которые более чем в других регионах России приближены к среднеазиатским и казахстанским, откуда, главным образом, мигрирует так называемое «русскоязычное» население3.
Уральская семья представлена мордовским населением, доля которого сокращается, прежде всего, за счет ассимилятивных процессов, удмуртами и марийцами. Остальные 114 этносов малочисленны и составляют 3,2% населения (из них 26 имеют численность 1-3 человека).

Примечания:
1. Данные для составления подобной карты по материалам переписи населения 2010 г. отсутствуют.
2. Язык израильских евреев иврит относится к семито-хамитской языковой семье, евреи Европы и Америки говорят на идиш (германская языковая группа), оренбургские евреи русскоязычны.
3. Кроме русских «русскоязычными» считают украинцев, белорусов, татар, мордву и других выходцев из России, проживающих в этих республиках.

Материалы представлены из книги:
Т.И. Герасименко, Н.Ю. Святоха, И.Ю. Филимонова,
Этногеографический атлас Оренбургской области. — Казань, ПИК «ИДЕЛ-ПРЕСС», 2017